Главная / Налоги

Правительство одобрило законопроект, который меняет систему оплаты труда в бюджетной сфере

Редакция Glossa, читать 2 минут

Сейчас в ней слишком много исключений и надбавок, которые никто толком не контролирует.

Иногда переменная часть зарплаты доходит до 120% от оклада. Например, если оклад 10 тыс. леев, то надбавки, премии и другие выплаты могут достигать 12 тыс. леев. Итого человек получает 22 тыс. леев, но из них больше половины — это деньги, которые плохо контролирует государство.

Реформа должна это исправить. Базовый оклад повысят и включат в него большинство надбавок — так, чтобы переменная часть не превышала 30%.

Предположим, что новый оклад будет 19 тыс. леев, тогда переменная часть составит не больше 5,7 тыс. леев. Итого человек может получать те же 22–24 тыс. леев или больше, но основная сумма уже гарантирована в окладе, а не зависит от надбавок.

Сейчас разница между самыми маленькими и самыми большими зарплатами может быть 1 к 26. Люди на похожих должностях получают по-разному, а некоторые оклады остаются совсем низкими.

Но власти хотят постепенно сокращать число специальных референтных значений, из-за которых и возникает такая разница, — с 10 в 2026 году до максимум 6 в 2027 и до 4 к 2032 году. Цель — чтобы соотношение самой низкой и самой высокой зарплаты в системе снизилось с 1:26 до максимум 1:10,5.

Например, если сейчас самая маленькая зарплата 5 тыс. леев, то самая большая может доходить до 130 тыс. леев. Это и есть соотношение 1 к 26.

В новой системе хотят снизить его максимум. Тогда при тех же 5 тыс. леев самая высокая зарплата не сможет превышать 52,5 тыс. леев.

Эта реформа касается примерно 172 тыс. бюджетников, из них треть работает в образовании. На это дополнительно выделят около 3,2 млрд леев из бюджета. Средний рост зарплат оценивается в 15,7%.

По сферам средний рост зарплат будет примерно таким:

технический и обслуживающий персонал — около 19%;

оборона — 20,6%;

общественный порядок — 15%;

госадминистрация — более 15%;

образование, культура и спорт — более 14%;

здравоохранение и соцпомощь — 14,9%.

Самый заметный рост получат те, у кого зарплаты сейчас ниже, включая технических и вспомогательных работников. Это самое крупное повышение в бюджетной сфере за последние годы.

Если нашли ошибку или знаете больше, напишите на natalia.melnic@glossa.md.