Это предложили профсоюзы и патронаты, которые считают, что это обеспечит выполнение положений Директивы ЕС 2022/2041 об адекватной минимальной зарплате в ЕС.
То есть нужно изменить несколько законов так, чтобы их положения соответствовали этой директиве.
«Повышение минимальной зарплаты не только необходимо, но и полезно для общества в целом, так как это важный инструмент не только для сокращения бедности и текучести рабочей силы, но и для поддержки национальной экономики. Так стимулируется потребление и растут доходы в госбюджете», — говорится в заявлении Национальных конфедераций профсоюзов и патронатов в адрес правительства.
По их словам, нынешняя минимальная зарплата в 5 тыс. леев покрывает лишь до 70% прожиточного минимума для работника и ребенка.
По мнению главы профсоюзов, для минимального обеспечения потребностей зарплата должна составлять 7 тыс. леев, или 5,9 тыс. леев после вычета налогов.
Министр труда и соцзащиты Алексей Бузу сказал, что к осени предстоит возобновить дискуссии по этому вопросу, поскольку сейчас все министерства занимаются расчетами для бюджета на 2025 год.
Но он уточнил, что соответствие Европейской директиве не означает рост минимальной зарплаты, а ее уточнение.
«Мы не можем повышать минимальную зарплату автоматически, если нет никаких обоснований для этого, таких как экономический рост, инфляция», — сказал Бузу. К тому же, это серьезная нагрузка на бюджет.
Часть представителей бизнеса считает, что повышение минимальной зарплаты на 20% может негативно сказаться на малых предприятиях, поэтому нужно предложить смягчающие меры для бизнеса, например, снизить социальные взносы.
Все это обсуждалось на заседании Нацкомиссии по консультациям и коллективным переговорам.
С 1 января 2024 года в Молдове минимальная зарплата по экономике выросла на 25% — до 5 тыс. леев (€260).
А вот какие минимальные зарплаты в других странах (по данным Евростата на июль 2024):
Люксембург — €2571
Ирландия — €2200
Нидерланды — €2200
Бельгия — €2100
Германия — €2050
Франция — €1750
Испания — €1300
США — €1200
Польша — €1000
Греция — €980
Румыния — €750
Турция — €540
Болгария — €477
Украина — €200